Entries RSS
image

Аграрное право России (конспект)

Скачать
Формат: Microsoft Word
Размер: 76 Кб

ПЛАН:
1. Понятие, особенности и классификация источников аграрного права.
2. Конституционные основы аграрного права.
3. Унифицированные нормативно-правовые акты.
4. Нормативно-правовые акты, определяющие порядок создания и деятельности сельскохозяйственных коммерческих кооперативов.
5. Правовое положение государственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий.
6. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов.

Автор: Ерофеев Андрей
Учебное заведение: Московская Государственная Юридическая Академия
Город: Москва
Год: 1998

1. Понятие, особенности и классификация источников аграрного права.

Современное аграрное право охватывает две взаимосвязанных между собой сферы правового регулирования. Одна из них - традиционная область аграрных отношений, складывающихся в сфере собственно сельскохозяйственной деятельности при обработке земли, производстве продукции растениеводства и животноводства. Другая область отношений, регулируемых аграрным правом, включает в себя также деятельность подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве, связанную с переработкой сельскохозяйственной продукции и производством продовольствия.

Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов в сфере правового регулирования аграрных отношений. Аграрная политика государства складывается в форме социальных ориентаций, совокупности целей, идей, принципов, методов регулирования отношений между городом и деревней, экономических отношений в деревне, программ решения продовольственного вопроса.

Стратегия государства в аграрной политике вытекает из все большего распространения в аграрном секторе товарно-денежных отношений при наличии тенденций к формированию многоукладной аграрной экономики.

Это выразилось в законодательном закреплении земельных участков в частную собственность граждан и юридических лиц, что в полной мере отвечает общепризнанным международным документам. Аграрное законодательство отдает приоритет такому праву, как право на свободный выход работников из колхозов и совхозов с закреплением за ними права на земельную долю.

Под источниками аграрного права понимают - внешнюю форму выражения государственной воли народа в унифицированных и дифференцированных нормативно-правовых актах компетентных органов государства, сельскохозяйственных коммерческих организаций, органов общественного самоуправления крестьян, предназначенных для регулирования и охраны аграрных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Особенности источников аграрного права.

Специфика источников аграрного права выражается в механизме их законодательного закрепления - они часто служат формой выражения в специальных актах аграрного законодательства, которые не входят ни в одну из основных отраслей законодательства. Большинство норм аграрного права устанавливаются комплексными нормативно-правовыми актами, предназначенными специально для регулирования аграрных отношений.

В состав комплексных правовых актов, оформляющих превращение совокупности пограничных правовых институтов в новую комплексную отрасль - аграрное право, входят также нормы гражданского, административного, трудового, иных основных отраслей права. Это комплексный характер правовых норм.

Классификация источников аграрного права.

В аграрно-правовой доктрине распространённой является трехчленная классификация источников аграрного права. Они делятся по способу правотворчества на нормативные правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества.

В аграрном праве в большой степени, чем в других отраслях права, используются в качестве источников права акты санкционированного и делегированного правотворчества. Санкционирующая деятельность - многообразная правовая деятельность государства по утверждения, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян - Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР).

Специфика делегированного правотворчества выражается в том, что уполномочивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативно-правовых актов, государство тем не менее не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование аграрных отношений. Делегированное правотворчество в сфере государственного управления связано, как правило, с временным предоставлением подчиненному государственному органу права вырабатывать нормативный акт, издание которого составляет компетенцию делегирующего органа.

Классификация источников аграрного права - в зависимости от юридической силы актов государственного правотворчества: первая - Конституция РФ, затем законы Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ.

2. Конституционные основы аграрного права.

Юридическая функция Конституции - она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономики, дает простор развитию правовых институтов, относящихся не только к государственному, но и другим отраслям, в том числе и к аграрному праву.

Нормы Конституции РФ в области правового регулирования аграрных отношений:

  • права и свободы граждан в сфере аграрного предпринимательства, или правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций и предпринимателей;
  • единство экономического пространства в рамках всей страны как для граждан и их объединений в сфере аграрной предпринимательской и иной экономической деятельности, так и для иных собственников (РФ, её субъектов, муниципалитетов);
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности как необходимое условие формирования рыночной аграрной экономики;
  • государственное регулирование предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере агропромышленного производства;
  • право собственности и другие вещные права крестьян на землю и другое недвижимое имущество;
  • правовое регулирование сельскохозяйственного труда;
  • расширение сферы деятельности суда в защите основных экономических прав и свобод граждан в сфере аграрного предпринимательства и иной экономической деятельности;
  • установление системы государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений и правоприменения.

Конституция РФ признает собственность в качестве основного самостоятельного производственного отношения в системе экономических отношений, существующих независимо от воли отдельных лиц.

Статья 8 Конституции РФ признает и защищает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю - экономическую основу гражданского общества. С включением в Конституцию РФ положений о формах собственности на землю и другие природные ресурсы укрепляется устойчивость, незыблемость, защищенность отношений земельной собственности.

3. Унифицированные нормативно-правовые акты.

Унифицированные акты аграрного законодательства - юридический источник и форма выражения норм аграрного права, которые имеют в основе интеграцию правового регулирования аграрных отношений. Унификация создает благоприятные условия для уменьшения объема нормативного материала, для повышения эффективности правоприменительной деятельности.

К числу важнейших унифицированных нормативных источников, относят Федеральную целевую программу стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996-2000 г.г., в которой определена стратегия аграрных и земельных преобразований, направленных на комплексное переустройство аграрного производства, формирование многоукладной аграрной экономики.

На основе указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». Указ позволяет крестьянам продавать земельные участки иным лицам в случаях:

  • выхода на пенсию по старости (за выслугу лет);
  • получения земельного участка в порядке наследования;
  • переселения с целью организации крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • создания частных предприятий агробизнеса на средства, полученные от продажи земли.

Однако Указ вводит жесткие правила продажи земли в частную собственность: это допускается либо по конкурсу, либо с передачей в аренду с правом последующего выкупа. Продаже подлежит земля, включенная в состав фонда перераспределения земли. Преимущественное право на участие в конкурсе предоставляется гражданам - арендаторам земли, работникам сельского хозяйства, создающим крестьянское (фермерское) хозяйство.

Указ Президента от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» декларирует существование земельной собственности: частной, государственной и муниципальной и гарантирует их равенство. Указ обеспечивает полную свободу в распоряжении земельным участком, закрепляя за собственником право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать земельные участки. Предусматривает необходимые юридические гарантии свободы использования земли в деятельности предпринимателей. За ними признается право передавать земельные участки или часть его в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.

Гражданский Кодекс РФ (гл. 34) закрепляет важнейшие принципы, которые действуют и в аграрном праве.

  • Договорной характер сельскохозяйственной аренды;
  • Добровольность и равноправие сторон по договору аренды;
  • Свобода выбора форм хозяйствования;
  • возмездный характер сельскохозяйственной аренды;
  • реальность и гарантированность субъективных прав арендодателя и арендатора.

Дифференциация в аграрном праве.

Дифференцированные акты аграрного законодательства - юридический источник и форма выражения норм аграрного права, в основе которой лежит дифференциация правового регулирования аграрных отношений, обусловленная созданием новой системы производственных отношений, основанной на многообразии форм собственности и хозяйствования в условиях рынка.

Важнейший акт такого рода - Закон РФ от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» с последующими изменениями и дополнениями.

Пример дифференциации - Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», содержит нормы материально-правового и процессуального регулирования, рассчитанные специально на их применение по отношению к сельскохозяйственным кооперативам.

Полная версия работы по праву доступна в архиве для скачивания.

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.