Entries RSS
image

НА ДОСУГЕ

ПОПУЛЯРНОЕ

Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного в целях его ресоциализации

Для ресоциализации личности осужденного необ­ходимо знать личностные особенности каждого осуж­денного. Задача эта сложна и трудоемка. Ее решение требует специальных психологических познаний, ори­ентации в структуре личности, динамике ее поведе­ния, в релевантных (значимых) для нее средствах воз­действия.

Источники получения информации о личности и методы ее изучения следующие:

1)  Изучение материалов личного дела осужденного и иных документов — ознакомление с автобиографией и характеристиками, данными различными учреждения­ми и следователем, с содержанием приговора и другими материалами личного дела, выявление ценностно-ориентационных и поведенческих особенностей осужден­ного, его ролевого статуса в преступном сообществе, поведения в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, пере­писки, социальных связей.

2)  Объективное и включенное наблюдение — полу­чение и анализ данных о непосредственно проявляе­мых осужденным личностных качествах в различных ус­ловиях жизнедеятельности: особенности взаимоотноше­ний с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, объекты повышен­ной ориентации, деформированность отдельных соци­альных качеств, референтные группы, «уязвимые мес­та» психики, зоны повышенной чувствительности.

3)  Изучающая беседа (метод опроса) — получение сведений от осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций, системы его отношений к различным социально значимым явле­ниям, жизненного пути личности, возможностей опо­ры на положительные качества личности.

4)  Анализ данных медицинского (соматического и психотерапевтического) обследования — ознакомление с состоянием физического и психического здоровья осу­жденного, с рекомендациями по организации его труда и быта в связи с возможными личностными акцентуа­циями, психопатическими проявлениями.

5)  Анализ данных о психических особенностях лично­сти — интеллектуальных особенностях (уровне интеллек­туальных возможностей, широте кругозора, глубине и обоснованности суждений), особенностях волевой и эмоциональной сферы (специфике принятия решений, их транзитивности или нетранзитивности, самостоя­тельности и настойчивости реализации, сфере импуль­сивных проявлений, преобладающих эмоциональных состояниях, склонности к аффективному поведению).

6)  Анализ результатов различных воспитательных воздействий (разработка системы средств эффективного ресоциализирующего воздействия на данную личность, коррекция системы воспитательных воздействий).

Эффективность исправительного воздействия в зна­чительной мере зависит от установления психологиче­ского контакта с осужденным. Такой контакт возможен лишь на основе знания его индивидуальных особенно­стей, предпочтительных ориентации и актуализирован­ных интересов.

Общаясь с осужденным, воспитатель должен знать:

·  как относится к своему нынешнему положению, какие трудности межличностных отношений глубоко пе­реживает, какую тактику поведения предпочитает, чем живет, на что надеется, как планирует свое будущее.

Лишь зная типологическую схему поведения дан­ной личности можно вписаться в эту схему.

Завершающим и наиболее ответственным периодом ресоциализации является реадаптация
освобожденно­го к жизни на свободе
, в новых, как правило, трудных условиях, требующих значительных усилий: бытовая неустроенность, нарушенность прежних социальных связей, отсутствие жилья, настороженность родных и знакомых, холодный взгляд отвержения в отделах кад­ров по найму рабочей силы — все это ложится тяже­лым гнетом на психику освобожденного. Ситуация, особенно опасная для тех, у кого за плечами уже был острый конфликт с обществом. И в этой ситуации су­щественна не только психологическая установка на новый образ жизни, необходим комплекс социальных условий для реализации этой установки. Необходима специальная социальная служба по реабилитации лиц, отбывших наказание.

Наибольшая вероятность «срыва», совершения по­вторного преступления приходится на первый год по­сле освобождения. Этот год и должен быть социально - патронажным годом, годом социальной реабилитации освобожденного, с соответствующим социально-пра­вовым его обеспечением. И речь здесь идет не об унизи­тельном строгом контроле, а о создании самых необхо­димых условий для начала новой жизни. Необходим, ко­нечно, и социальный контроль, проверка соответствия поведения реабилитируемого лица соответствующим социальным ожиданиям. Малоэффективный админи­стративный надзор должен быть дополнен социальным патронатом.

Комментарии (1) на "Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства"

  1. seoblya:

    А у Вас есть подписка на обновление сайта по e-mail?

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.