Entries RSS
image

НА ДОСУГЕ

ПОПУЛЯРНОЕ

Оценка способностей к профессиональной деятельности по психологическим качествам личности юриста

Общие и специальные способности. При рассмотре­нии социально-психологических качеств, необходимых юристу для успешного занятия своей профессиональ­ной деятельностью, возникает вопрос: должны ли быть у субъекта, желающего посвятить себя правоохранитель­ной деятельности, какие-либо особые способности к это­му, и вообще, что такое способности в целом?

Способности — это относительно устойчивые инди­видуально-психологические свойства личности, опреде­ляющие высокие достижения субъекта в какой-либо дея­тельности.

Всестороннее развитие способностей человека к той деятельности, которой он хочет посвятить себя, созда­ние необходимых условий для максимального прояв­ления этих способностей является, по существу, глав­ной составной частью повышения роли человеческого фактора, раскрытия творческого потенциала каждого человека.

Изначально же каждый имеет определенные задат­ки в виде врожденных, наследственно обусловленных

анатомо-физиологических и других особенностей, свойств нервной системы, лежащих в основе развития способностей. Чтобы эти задатки проявились, нужны благоприятные условия, которые стимулировали бы их дальнейшее развитие.

Задатки проявляют себя в определенной склонности человека к различным видам занятий. При умелом раз­витии задатков у субъекта полнее начинают проявлять себя наследственно обусловленные способности (на­пример, сенсорные способности), которые представ­ляют собой как бы сплав врожденных свойств и при­обретаемого опыта.

Совокупность нескольких способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, заметно выделяющие его среди других лиц, свидетельствует о.его особой
одаренности.
Высшим про­явлением одаренности является талант,
помогающий человеку творчески решать сложные задачи, создавать новое, находить оригинальные решения сложных про­блем.

В психологии выделяют общие и специальные спо­собности, которые имеют связь между собой. Общие способности обеспечивают в целом относительную лег­кость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способно­стям относят интеллектуальные способности, которые проявляются в обучаемости индивида, и творческие способности, позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к новым объектам по­знания, принимать оптимальные решения в нестан­дартных условиях при значительном дефиците инфор­мации и времени.

Поскольку одним из основных компонентов право­охранительной деятельности является общение, весь­ма важное значение в структуре способностей юриста имеют и коммуникативные способности,
облегчающие взаимопонимание людей, организацию ими совмест­ной деятельности, продуктивный обмен информацией и сотрудничество.

Юрист должен быть наделен также и хорошими орга­низаторскими способностями, в основе которых лежат

такие черты характера, как активность, самостоятель­ность, инициативность, решительность, определенные волевые качества, способность предвидеть результаты своей целенаправленной деятельности.

Критерии успешности профессиональной деятель­ности должны:

·  отражать только значимые показатели эффектив­ности конкретной профессиональной деятельности;

·  характеризовать устойчивые, стабильные парамет­ры профессиональной деятельности;

·  позволять различать специалистов с высокой и низкой профессиональной пригодностью.

Применительно к оценке труда юристов, работаю­щих в правоохранительных органах, выделяются сле­дующие виды критериев профессиональной успешности.

1. Объективные количественные характеристики, отражающие объем и качество проведенной работы. Например, для оценки труда следователей таковыми служат:

·  количество, а также сложность завершенных уго­ловных дел;

·  количество неоконченных дел;

·  количество дел, оконченных с нарушением уста­новленного законом срока;

·  количество дел, переданных в суд, что фиксиру­ется в официальной статистической отчетности право­охранительных органов.

2. Субъективные оценочные характеристики, давае­мые работающим непосредственными руководителями. Как правило, эти оценки имеют качественный, обоб­щенный характер. Они отражают успешность труда спе­циалиста в целом либо подчеркивают один из значи­мых аспектов его профессиональной деятельности. Эти данные содержатся в материалах личных дел работни­ков правоохранительных органов, в различного рода характеристиках, аттестациях и т.д.

3. Данные, отражающие успешность профессиональ­ной карьеры работников правоохранительных органов: сведения о назначении на более высокую должность, присвоении (особенно, внеочередное) классного чина, почетного звания, о прохождении профессиональной переподготовки, повышении квалификации и др. Эти сведения также содержаться в личных делах юристов.

4. Количественные и качественные оценки работников, полученные на основе использования специальных психоло­гических методов экспертной оценки при аттестации спе­циалистов. .Специальные исследования, в которых пси­хологические критерии профессиональной пригодно­сти соотносятся с различными группами показателей профессиональной успешности работников, позволя­ют повысить качество программы психологической оценки кандидатов на службу в правоохранительные органы, обеспечить высокую точность прогноза их про­фессиональной при годности.

5. Общее представление о психологическом обследо­вании кандидатов, отбираемых в правоохранительные ор­ганы. Психологическое обследование кандидатов на службу в правоохранительные органы предполагает решение следующих, связанных между собою, задач:

·  отбор кандидатов, наиболее пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к работе в правоохранительных органах;

·  выявление и отсев лиц, которые по своим интел­лектуальным способностям, психическому складу, лич­ностным особенностям могут быть в значительной сте­пени подвержены профессиональной дезадаптации и, соответственно, не отвечают требованиям, предъявляе­мым к работникам правоохранительных органов.

При обследовании кандидатов используются мето­ды собеседования (биографический метод), наблюде­ния и психологического тестирования. Последний из них является основным методом изучения личности кандидатов. Программа тестирования включает специ­ально подобранную батарею методик психологической диагностики, прошедших всестороннюю апробацию, в том числе и на работниках тех правоохранительных органов, в системе которых осуществляется психоло­гический отбор кадров.

Комментарии (1) на "Психологические аспекты организации судебного следствия"

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.