Entries RSS
image

НА ДОСУГЕ

ПОПУЛЯРНОЕ

Общие социально-психологические закономерности профессионального общения

В ходе профессиональной деятельности юристам независимо от их специализации постоянно приходит­ся общаться с различными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать на должном уровне психологический контакт, оказывая в необхо­димых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Поэтому знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками об­щения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетент­ность.

Психологический (эмоциональный) контакт включа­ет наиболее общие закономерности, лежащие в основе любых межличностных отношений.

Говоря об этих закономерностях, необходимо исхо­дить из того, что в процессе общения юрист всегда выступает в определенном социально-правовом кон­тексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Та­кие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, прокурора, судьи и т.д.).

Социальная роль — это фиксация определенного по­ложения, занимаемого конкретным человеком в сис­теме общественных отношений.

В свою очередь, та или иная социальная роль форми­рует у окружающих в отношении ее носителя, наделен­ного определенными правами и обязанностями, систему ролевых ожиданий, которые реализуются в конкрет­ных коммуникативных ситуациях.

Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникатив­ной ситуации функций чаще всего вступает в противо­речие с ролевыми ожиданиями окружающих, непо­средственного партнера по общению, что неизбежно негативным образом отражается на всем ходе после­дующего развития межличностных отношений, рож­дает взаимное непонимание, плохо скрываемый антаго­низм, а порой приводит и к открытому конфликту.

Кроме того, на ролевые отношения сторон с при­сущим каждому партнеру индивидуальным стилем ис­полнения большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей.

Социальный статус
— это положение, авторитет человека в общест­ве, в той или иной социальной группе. Социальный статус человека определяется его должностным поло­жением, профессиональным опытом, служебным ав­торитетом, личными заслугами, возрастом и т.д.

Рассматривая механизм ролевого взаимодействия в условиях служебных отношений, нельзя не заметить той социальной установки доминировать, которая с приоб­ретением профессионального опыта формируется у юриста.

Установка доминировать может проявиться во вре­мя общения и со стороны различных должностных лиц, компетентных в сфере своей служебной деятельности, имеющих также достаточно высокий социальный ста­тус и соответствующую (а иногда и несколько завы­шенную) самооценку.

Таким лицам далеко небезразлична коммуникативная ситуация, в которой юрист обращает внимание на их упущения в работе, нарушения законодательства и т.п.

Коммуникативная сторона общения. Под коммуника­тивной стороной общения понимается собственно сам процесс обмена информацией между людьми. Этот об­мен осуществляется с помощью вербальных и невер­бальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использова­ние речи с се богатой фонетикой, лексикой, синтак­сисом. Речь — важнейший инструмент профессиональ­ного общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Язык, речь, мышление тесно связаны с деятельностью людей в процессе их общения между собой. Если язык есть объективное явление в жизни общества, отражаю­щее исторические ценности, накопленные многими поколениями, то речь представляет собой процесс ис­пользования языка в общении между людьми.

В речи выражаются социально-психологические осо­бенности человека, особенности его мышления, на­правленность, отношение к объективной реальности, в том числе и к использованию самого языка.

В психологии различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутреннюю речь не следует рассматривать упрощен­но, в виде проговаривания отдельных слов или фраз «про себя». Она представляет собой более сложный процесс, подготавливающий развернутое речевое высказывание. Внутренняя речь занимает промежуточ­ное положение между замыслом и развернутой устной речью и носит свернутый характер. Это «речь для себя» в отличие от внешней «речи для других». Внешняя речь имеет устную или письменную форму.

Наибольшее распространение имеет устная диало­гическая речь — основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, ад­воката с участниками уголовного, административного, гражданского судопроизводств, с различными долж­ностными, иными лицами. Диалогическое взаимодей­ствие направлено, прежде всего, на взаимное ознаком­ление сторон с занятой позицией, на выяснение от­ношения к различным явлениям, событиям, людям и т.д. Содержательной стороной диалога является обмен мне­ниями. Особенно велика роль диалога во время допроса.

Особым видом устной речи является монологическая речь, представляющая собой развернутое изложение системы взглядов, мыслей, знаний человека. Моноло­гическая речь, как правило, имеет четкий замысел. Обычно она заранее готовится.

Как и диалогическая, монологическая речь сопро­вождается невербальными, жестово-мимическими, интонационными сигналами. Однако их употребление носит более сдержанный характер, особенно если мо­нологическая речь протекает в форме доклада, лекции, выступления в суде. Такую форму монологической речи иногда называют эпической речью. К ней прибегают в ходе судебных прений, при произнесении речей обви­нителем, защитником, подсудимым.

Помимо эпической существует и так называемая драматизирующая монологическая речь, которая носит более живой, более экспрессивный характер. Ей в боль­шей мере сопутствуют жестикуляция, мимика. В грам­матическом и стилистическом отношении такая речь менее подготовлена. Нередко подобная монологическая речь возникает во время допроса после предложения свидетелю рассказать об известных ему обстоятельст­вах по делу. В последующем с постановкой вопросов свидетелю монологическая речь может снова вернуть­ся в русло диалога.

Еще одной разновидностью внешней речи является письменная речь — наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.

В связи с существующей четкой регламентацией со­ставления процессуальных документов можно встретить термин «протокольный язык» (протокольный стиль из­ложения). Под этим термином подразумеваются не толь­ко совокупность специальных юридических терминов и понятий, но и определенные речевые обороты, сти­листические правила составления процессуальных документов, их обязательные реквизиты. К протокольному стилю изложения предъявляются определенные требо­вания: использование однозначных терминов, исклю­чающих их произвольное толкование; употребление точных и сжатых формулировок, определенных фразеологических оборотов, определений; краткое попят­ное изложение материала.

Аналогичное искажающее воздействие на речь доп­рашиваемого оказывает его неосознаваемое стремле­ние мыслить так же, как думает и рассуждает вслух следователь, — явление, получившее название вер­бальной ригидности. Поэтому совершенно обоснованны рекомендации следователю ставить уточняющие вопро­сы, прибегая к передаче смысла сказанного с исполь­зованием других речевых оборотов, слов в виде так называемых перифраз.

Свои особенности имеет речевое поведение в кри­минальной среде, в которой распространен уголовный жаргон. Уголовный жаргон — это условный язык со сво­ей лексикой и фразеологией, особая словесная систе­ма, базирующаяся на фонетике и грамматике общена­ционального языка, но имеющая свои существенные диалектные и социально-групповые различия. Это язык различных преступных сообществ, отражающий спе­цифику субкультуры преступной среды, степень ее ор­ганизованности и профессионализации.

Особенности речевого поведения юриста. Эти особен­ности непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Составной частью общего этикета является речевой этикет, под которым понимаются «национально-спе­цифические правила речевого поведения, применяе­мые в ситуациях вступления собеседников в контакт и поддержания общения в избранной тональности соот­ветственно обстановке общения, социальным призна­кам коммуникантов и характеру их взаимоотношений».

В подобных случаях широко используются так назы­ваемые тематические группы речевого этикета, нацелен­ные на создание положительного психологического микроклимата, поддержание взаимной направленно­сти общающихся сторон.

Существенную роль в системе средств невербально­го общения играют: позы участников диалога (как они стоят, сидят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга. Например, небольшой наклон корпуса во время диа­лога в сторону собеседника, легкие кивки головой сви­детельствуют о внимании, заинтересованности в под­держании разговора, располагают к беседе. В таких слу­чаях участник разговора всем своим внешним видом как бы показывает: «я весь внимание».

Считается, что интимную зону общения составляет пространство вокруг субъекта радиусом примерно 45 см. В это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие.

Личную или персональную зону образует простран­ство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. Обычно оно используется во время общения в официальной или в неофициальной обстановке со знакомыми людьми.

Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона общения радиусом от 120 до 400 см. Она чаще всего соблюдается при об­щении с людьми, которых мы мало знаем, во время деловой встречи, в подчеркнуто официальной обста­новке, при приеме посетителей.

И, наконец, общественная зона общения радиусом от 4 м и более, соблюдаемая по время выступлений перед большими группами людей, перед аудиторией слушателей и т.п.

Перцептивная сторона общения. В процессе общения между участниками происходит активное взаимное восприятие сторон. Восприятие другого человека озна­чает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемо­го индивида и интерпретацию на этой основе его по­ступков.

Эмпатия в отличие от рационального понимания поведения человека предполагает эмоциональный от­клик, своеобразное прочувствование того, что он пе­реживает, сочувственное отношение к нему.

Важное значение в процессе взаимного восприятия сторон во время общения имеет рефлексия — процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своего рода размышление, связанное с анализом собственных рассуждений и вы­водов.

Эффект ореола
состоит в том, что под влиянием за­ранее распространяемой и односторонне поданной информации (дезинформации) происходит приписы­вание субъекту определенных черт, которых у него нет и которые заслоняют его подлинные качества. На этой основе создается новый, искаженный образ, играю­щий роль своеобразного «ореола», мешающего видеть за ним действительные черты человека.

Первое впечатление о человеке в социальной психо­логии рассматривается в качестве сложного психоло­гического феномена, включающего в себя чувствен­ный, логический и эмоциональный компоненты. На формирование первого впечатления о человеке влия­ют следующие факторы:

·  особенности его внешнего облика и поведения;

·  ситуация, тот социальный фон, на котором воспринимается данный субъект;

·  субъ­ективный фактор, т.е. наши личностные качества, пси­хический склад, отношение к различным сторонам дей­ствительности.

Тесную связь с первым впечатлением имеет эффект новизны, который наблюдается в ситуациях, когда по­следняя информация о человеке оказывается наиболее значимой и поэтому лучше запоминается (по аналогии с «эффектом края» при запоминании).

Интерактивная
сторона общения. В процессе общения происходит не только обмен информацией, взаимное восприятие сторон, но и организуется взаимодействие людей, происходит своеобразный «обмен действиями» па вербальном либо невербальном уровне.

Особенно наглядно процесс такого взаимодействия людей можно увидеть, используя так называемый трансакционный анализ, позволяющий на простейшем уров­не рассматривать действия участников общения во вре­мя диалога с позиций, которые занимает каждый из них в различных коммуникативных ситуациях, прибе­гая к различным стилям ролевого обращения друг к другу.

Обычно в ходе общения каждый коммуникативный стимул
вербального или невербального характера вле­чет за собой ответную
коммуникативную реакцию.

В социальной психологии описываются следующие основные типы взаимодействия людей в коммуника­тивных процессах — это отношения кооперации и кон­куренции.

Отношения кооперации
всегда предполагают коор­динацию совместных усилий, включенность всех уча­стников в процесс взаимодействия на пути к достиже­нию поставленной цели.

Отношения конкуренции
представляют собой кон­фликтный тип отношений участников взаимодействия, преследующих различные цели. Конфликты подразде­ляют на деструктивные и продуктивные.

Деструктивные конфликты приводят к полному рас­согласованию сотрудничества, формируя негативные установки у их участников по отношению друг к другу.

В продуктивном конфликте
при различных целях и позициях, противоположных взглядах (как и в дест­руктивном конфликте) на проблему у участников взаи­модействия в то же время сохраняется потребность най­ти совместные взаимоприемлемые подходы и способы разрешения конфликта, и, что особенно важно, в нем отсутствует посягательство на личность, статусно-ролевое положение партнера по диалогу. То есть продук­тивный конфликт содержит в себе начала кооператив­ного взаимодействия.

Комментарии (1) на "Психологические аспекты организации судебного следствия"

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.