Entries RSS
image

НА ДОСУГЕ

ПОПУЛЯРНОЕ

Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста

Психологический анализ профессиональной деятель­ности юриста помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компо­ненты (подструктуры деятельности). Выделение этих структурных образований позволяет дополнить профессиограмму правоприменительной деятельности (опи­сание различных объективных характеристик деятельности и ее требований к индивидуальным особенностям человека), определить психограмму (профессионально значимые свойства) личности юриста и в конечном итоге создать надежную систему оценки и отбора кан­дидатов на службу в правоохранительные органы.

Характерным для всех видов правоохранительной деятельности является то, что ее основные структур­ные элементы присущи и следственной, и прокурор­ской, и судебной, и другим видам юридической дея­тельности. Однако в зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры несколько меняется.

Итак, в наиболее обобщенном виде, основными под­структурами профессиональной деятельности юриста являются следующие.

Познавательная подструктура правоохранительной деятельности. Расследование преступлений, изучение причин совершения правонарушений, разработка ре­комендаций по их устранению, разрешение граждан­ско-правовых споров представляют собой разновидность всеобщего процесса познания.

Характерная особенность познавательного процес­са, осуществляемого дознавателем, следователем, про­курором, судьей, адвокатом, состоит в том, что глав­ными объектами познания чаше всего являются собы­тия прошлого. Однако этим событиям, как правило, сопутствуют очень важные элементы настоящего, ус­танавливая которые, вышеуказанные субъекты позна­ния выявляют их связи с прошлыми фактами и по этим связям ретроспективно познают событие, имевшее место в прошлом.

Составной частью познавательного процесса явля­ется
прогнозирование,
т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование пред­стоящих действий. Характерной чертой познания, ус­тановления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, является закрепление в строго определенной процессуальной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, документально фик­сируемых действий, с помощью которых можно про­верить достоверность полученных знаний и законность принятых решений.
Проверяемость (верифицируемость) — обязательная черта знаний, получаемых в процессе уголовного, административного, гражданского судопро­изводства.

В этой связи справедливо замечание о том, что по­знавательная деятельность следователя «обязательно со­провождается выполнением удостоверительной функ­ции». Эта удостоверительная функция познавательного процесса проявляется в составлении особого рода процессуальных документов, которые отражают весь ход и результаты поиска истины по делу, что, несомнен­но, придает
доказательственный характер
всему про­цессу познания.

Особенностями познавательных процессов, имею­щих место в деятельности юристов и требующих от них определенных личностных качеств, являются:

·  ретроспективный характер процесса познания, мысленное моделирование событий прошлого;

Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность юристов в значительной своей части протекает в усло­виях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым ви­дом труда —
профессиональным общением.

Способность устанавливать межличностные (психо­логические) контакты с различными участниками об­щения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффек­тивность груда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Организационно-управленческая подструктура право­охранительной деятельности. Значительный удельный вес в деятельности юриста занимают организационно - управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах юридической дея­тельности значение организационно-управленческих вопросов значительно возрастает и нередко управленче­ский аспект становится одним из ведущих, оказываю­щих существенное влияние на деятельность других лиц.

Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являющегося по своему должностному положению руководителем, который, помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных государствен­ных органов, предприятий, учреждений, должен эф­фективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей подчиненных, распределять между ними обязанности, координировать и контролировать ход вы­полнения ими служебных заданий. Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психо­логический микроклимат, своевременно устранять ус­ловия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленче­ской деятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, при­нимать оптимальные решения организационного, так­тического, психологического характера, прогнозируя их последствия.

Поэтому многим юристам, особенно управленческо­го звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта, необходимо иметь организаторские качества.

Прежде всего, это:  умение оказывать управляющее воз­действие на коллектив, сплачивать его для решения стоящих задач, мотивировать подчиненных на дости­жение поставленных целей, должная требовательность к ним и к самому себе; активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, реши­тельность, настойчивость; умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.

Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности. Воспитательная функция в деятельности сотрудников правоохранительных органов определяет­ся прежде всего целями и задачами правосудия, их уча­стием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации.

Участие юристов в правовоспитательной работе предполагает наличие у них высокого общеобразова­тельного уровня, культуры, широкого кругозора, эру­диции. Они должны уметь выступать перед аудитори­ей, свободно владеть средствами общения.

Комментарии (1) на "Психологические аспекты организации судебного следствия"

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.