Entries RSS
image

Установление психологического контакта

Коммуникативная ситуация делового знакомства (первоначальный этап установления психологического контакта). По времени данная ситуация самая непро­должительная. Но она включает в себя целый ряд очень важных подготовительных действий, направленных на взаимную демонстрацию партнерами своего социаль­ного статуса, своих социальных ролей, уважительного отношения друг к другу.

Сам процесс непосредственного общения, установ­ления психологического контакта начинается с так называемой контактной фазы, т.е. с момента, когда по­сетитель входит в служебный кабинет юриста и пред­ставляется ему. С этого момента начинают действовать следующие элементарные правила поведения: вежли­вость в обращении, естественность и достоинство соб­ственного поведения, такт.

В определенной мере начало диалога будет зависеть от того, явился посетитель по вызову или он пришел по собственной инициативе, не поставив заранее в из­вестность о своем визите.

Таким образом, в ситуации делового знакомства во время контактной фазы необходимо продемонстриро­вать своему партнеру уважение, доброжелательность, свое желание выслушать, понять его позицию и ока­зать ему необходимую правовую помощь.

Коммуникативная ситуация, обусловленная свободным рассказом посетителя. Умение слушать — важнейшее качество, свидетельствующее о коммуникативной ком­петентности юриста. Готовясь к приему посетителя, следует заранее создать необходимые условия, кото­рые бы не отвлекали его внимание.

Поэтому в подобного рода коммуникативных ситуа­циях наиболее распространено так называемое нерефлексивное слушание, т.е. выслушивание посетителя без ана­лиза (рефлексии), без вмешательства со стороны, пре­доставляющее ему полную возможность выговориться.

Высшим проявлением умения слушать, является эмпатическое слушание, своего рода «вчувствование», понимание посетителя, его проблем, его внутреннего мира, переживаний «не умом, а сердцем». Это так на­зываемый тип сопереживающего, сочувствующего отношения к посетителю, который обратился со своей бедой к юристу. Особенно восприимчивы к такому отно­шению к себе лица, страдающие различными невроза­ми, эмоционально-чувствительные, перенесшие тяжелый стресс, а также женщины, дети.

Коммуникативные ситуации выхода из общения (си­туации завершения диалога). Не следует недооценивать значения ситуации, завершающей служебный диалог. Во-первых, она не только закрепляет в сознании чело­века мнение о том, кто его принимал, но и нередко формирует его отношение к правоохранительным ор­ганам в целом. И, во вторых, ситуация выхода из об­щения в значительной мере влияет на последующие коммуникативные процессы, если диалог с данным лицом планируется продолжить.

Нередко непосредственно самому акту прощания предшествует определенная подготовка, своеобразная переходная фаза, во время которой юрист подводит по­сетителя к необходимости завершать разговор, прибегая к употреблению различного рода нейтральных фраз:

- Очень хорошо, кажется, сегодня мы выяснили почти все вопросы... К сожалению, не могу Вас более задерживать... и т.п.

Ситуации прощания нередко сопутствуют выраже­ние удовлетворения по поводу состоявшегося знаком­ства, слова благодарности в адрес лица, выполнивше­го свой гражданский долг, заявившего о случаях нару­шения законности и т.п.

Комментарии (1) на "Психологические аспекты организации судебного следствия"

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.