Entries RSS
image

НА ДОСУГЕ

ПОПУЛЯРНОЕ

Классный час на тему «Выбор профессии»

классный час выбор профессииКлассный час на тему "Выбор профессии" как одна из нетрадиционных форм активизации профессионального самоопределения старшеклассников.

Основная задача классного часа на тему «Выбор профессии» - помощь старшекласснику в выборе профессии и учреждения образования. Это очень ответственный выбор, от которого зависит начало жизненного пути, а возможно, и весь жизненный путь человека. Поэтому решение о том, кем быть, какое образование получить, - самое ответственное решение юноши и девушки в старшем школьном возрасте.

Предлагаемые вашему вниманию занятия могут быть использованы в подготовке классного часа, в дополнение к дискуссиям, урокам, индивидуальным консультациям и лекционным формам профориентационной работы.

Классный час №1 на тему "Выбор профессии"

Задачи классного часа:

  • создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;
  • развить отношения партнерства, объединив участников для решения общих задач;
  • раздвинуть границы креативности;
  • снять страх перед неизвестным, перед поставленной проблемой – выбором будущей профессии;
  • развить качества творческой личности: гибкость мышления, изобретательность, воображение;
  • формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Классный час на тему "Выбор профессии". Упражнение «Имена и качества»

Цель: преодоление тревожности участников, введение в групповую работу, создание позитивного эмоционального единства группы.

Время проведения: 5-10 минут в зависимости от количества учащихся в группе.

Процедура проведения. Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий обращается к участникам с просьбой представиться группе, назвав любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор - веселый». Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «... это Виктор - веселый, а я Александр - активный». Каждый последующий участник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе.

Примечание. Обязательно нужно пояснить, что в случае, если вдруг кто-то не вспомнит информацию, которую сказали до него, группа обязательно его поддержит и подскажет.

Вариант. Можно попросить участников назвать начинающееся на ту же букву качество идеального одноклассника, работника (представителя какой-либо профессии: врача, юриста, менеджера и т.п.) в зависимости от темы тренинга.

Классный час на тему "Выбор профессии".  Упражнение «Моя будущая работа, профессия похожа на...»

Цель: развитие креативности, навыков рефлексии; вовлечение участников тренинга в дискуссию о проблеме профессионального выбора, об особенностях выбора будущей профессии и профессиональной деятельности.

Необходимый материал: непрозрачный пакет с небольшими предметами по количеству участников тренинга (Например, мягкая игрушка, коробок спичек, фломастер, набор скрепок, будильник и т.д.).

Время проведения: 3-5 минут.

Процедура проведения. Все участники сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пакет с предметами. Каждый участник должен не глядя достать предмет, показать его остальным участникам и быстро придумать, почему его будущая профессия похожа на этот предмет (например, «работа менеджера по продажам похожа на лупу, потому что он должен уметь замечать малейшие детали» и т.д.).

Рефлексия. Педагог уточняет, что чувствовал участник, когда проводил ассоциацию выбранного им предмета с будущей профессией; хочет ли он что-либо добавить (или прокомментировать) к тому, что было уже им сказано; какие ощущения испытывает по окончании задания.

Классный час на тему "Выбор профессии".  Упражнение «Три судьбы»

Цель: развитие творческого воображения, помощь старшеклассникам в попытке разобраться, в чем может быть основной смысл трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей.

Организационный этап. В начале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли.

Время проведения: 30-45 минут.

Ведущий. Представьте, что дело происходит в будущем. К нам на разговор о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в конце 90-х годов XX столетия окончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь. Каждому из них около 70 лет.

Наши гости необычные - это разные по своим жизненным ориентирам люди:

«Труженик» - уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.

«Выдающийся лентяй» - считающий, что работают только «дураки».

«Удивительная бездарность» - убежденный, что высшее счастье - заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует, его лозунг - «Пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные...».

Только вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас наши герои выйдут в коридор и сами решат, какую роль на себя возьмет каждый из них. Возможны разные варианты использования данного правила: ведущему можно раздать подготовленные карточки с указанием ролей, можно игрокам самим выбрать и распределить роли.

За время, пока наши герои советуются, мы с вами попробуем придумать для них интересные вопросы, чтобы лучше понять их, определить, действительно ли они счастливы. Затем мы попробуем отгадать, какие роли исполняли наши игроки.

Примечание. Оставшиеся игроки, после того как герои покинут аудиторию, придумывают по 2-3 «душещипательных» вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности гостей, но и их личной, семейной жизни, досуга.

Затем главных героев приглашают в аудиторию, усаживают на почетные места и предлагают кратко, в течение 5 минут, рассказать об основных этапах прожитой жизни. После того как главные герои расскажут о себе, о своей судьбе, ведущий предлагает начать пресс-конференцию. Присутствующие задают приглашенным вопросы и получают на них ответы. За 15-20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят и предлагают занять свои места в аудитории, чтобы участвовать в общем обсуждении.

Обсуждение. Ведущий интересуется у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему, у кого из них стереотипы героев получились, соотносятся ли они с теми ролями, которые планировали.

Труженик, настоящий, а не карикатурный, - это человек, который умеет мечтать, и реализовывать свои мечты.

Лентяй - тот, кто не хочет и не способен по-настоящему мечтать, хотя у него могут быть способности; он может сделать что-то значительное, но не хочет.

Бездарность - это тот, кто может и очень даже хочет сделать что-то полезное для людей, но совершенно не способен. Бездарность при этом может быть большим начальником. Он способен пробиться на престижную работу, но саму работу он делать не умеет.

Рефлексия. «Какой был тренинг?» Помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Упражнение помогает завершить тренинг в живой, активной, запоминающейся манере. Способствует активации: профессионального самоопределения старшеклассников, выбора будущей профессии.

Необходимые материалы: бумага формата А-4, карандаши (фломастеры).

Процедура проведения. Все участники делятся на мини-группы (по 3-4 человека), каждая из которых должна придумать максимум прилагательных, которые определяют пройденный тренинг, например: активный, информативный т. д. Затем они зачитывают полученный список прилагательных. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.

Классный час №2 на тему "Выбор профессии"

Задачи классного часа:

  • выработать навыки позитивного самоотноше­ния к выбору будущей профессии;
  • формиро­вать навыки работы в команде;
  • поддерживать интерес к различным профессиям;
  • развивать самостоятельность в принятии решений, касающихся будущего профессионального выбора;
  • оказать помощь школьникам в осозна­нии специфики будущей трудовой деятельности.

Вступительное слово ведущего. Выбор профессии - это не одномоментное решение, а поэтапный долговременный про­цесс. Для этого вам нужно многое осмыслить, разобраться в своих интересах, склонностях, способностях, профессиональной направленности и только потом сделать свой про­фессиональный выбор. В ходе нашей с вами встречи мы пос­тараемся найти ответы, пусть в игровой форме, на вопросы, касающиеся выбора профессионального будущего.

Классный час на тему "Выбор профессии".  Упражнение «Здравствуй!»

Цель: формирование навыков работы в команде и гиб­кости поведения в групповой работе.

Время проведения: 10 минут.

Организационный момент. Все участники образуют два круга - внешний и внутренний, стоя лицом друг к другу.

Ведущий. Сейчас мы в парах будем здороваться друг с другом особым образом, начали:

  • поздоровайтесь с приятным для вас человеком;
  • поздоровайтесь с человеком, которого вы уважаете;
  • поздоровайтесь с бывшим одноклассником;
  • поздоровайтесь с одноклассником, встретившись че­рез годы после окончания школы и т.п.

Классный час на тему "Выбор профессии".   Упражнение «Мое будущее»

Цель: оказание помощи в определении реальных жиз­ненных и профессиональных перспектив участников тре­нинга; развитие творческого воображения, гибкости мышления, умения действовать в изменяющихся ситуациях.

Время: 20 минут.

Необходимый материал: плотная бумага формата А-4, разноцветные фломастеры (маркеры), листы цветной бу­маги, ножницы.

Ведущий. Представьте, что вы расстаетесь со школой: выпускной бал закончился, вы все разъехались по до­мам. Одиннадцать школьных лет позади. Закройте глаза, представьте себя (насколько это возможно) в самом да­леком будущем. Какой образ возникает в связи с этими представлениями? (Каждый из участников делится сво­ими представлениями.)

Выслушав всех, ведущий предлагает участникам с на­иболее схожим «будущим» объединиться в группы, кото­рые получают задание: придумать общий символический образ, слоган (девиз) группы (5-10 минут); «создать» «видеоклип», рекламирующий «дух и сущность» группы, и разыграть свой мини-клип на площадке.

По окончании - обсуждение: что чувствовали, когда готовили свой клип; какой клип «ближе» и почему?

Перерыв 5 минут.

Классный час на тему "Выбор профессии". Упражнение «Профессиональный взгляд»

Цель: повышение уровня ориентации в мире професси­онального труда и лучшее осознание особенностей про­фессий.

Время проведения: 10 минут.

Необходимый материал: листы бумаги формата А-4, маркеры (фломастеры), булавки.

Ведущий раздает каждому по половине листа формата А-4 и дает следующее задание: написать учащимся на сво­ем листочке основные факторы, принципы и убеждения, которые могут повлиять на будущий профессиональный выбор.

  • После того как участники закончат выполнение за­дания, они должны повернуть листок к группе и держать его (или закрепить булавкой) так, чтобы дру­гие могли прочитать и прокомментировать свою точ­ку зрения относительно профессиональных взглядов участников.
  • Ведущий предлагает участникам подойти и поло­жить руку на плечо тому участнику, чьи профес­сиональные взгляды близки или интересны. На этом основании участники объединяются в группы.
  • Доверенные представители каждой группы знакомят участников с взглядами на профессиональное буду­щее своих одногруппников.
  • Если среди игроков есть учащиеся, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, то им предлагается объяснить свою позицию.

Классный час на тему "Выбор профессии". Упражнение-игра «Деловое совещание»

Цель: повышение уровня ориентации старшеклассников в мире профессионального труда; развитие гибкости мышления, умения действовать в изменяющихся ситуациях.

Время проведения: 30 минут.

Необходимый материал: бумага формата А-4, маркеры, карточки с цифрами от 1 до 10.

Организационный момент. Участники тренинга организуют группы по 5-7 человек, которые образуют «фирмы».

Ведущий дает задание: каждой «фирме» надо за 20 минут придумать название, разработать бизнес-план производства определенного товара либо оказания услуг, назначить главного специалиста. Каждый главный специалист должен изложить суть проекта своей «фирмы» и в ходе обсуждения выбрать лучший, который получит финансовую помощь. При подготовке к защите своего проекта команда должна ответить на следующие вопросы:

  • Какую продукцию вы выпускаете или услуги оказываете?
  • Какова ваша стратегия на перспективу?
  • Конкурентоспособен ли ваш товар? Какова система сбыта (реализации)?
  • Каковы платежеспособность вашей фирмы, источники финансирования?
  • Какое финансирование вам требуется?
  • Перспективы развития вашей фирмы на будущее?

Проекты заслушиваются и оцениваются участниками по десятибалльной системе.

Обсуждение занятия.

  • Сложно или легко было выполнять задание упражнения-игры?
  • Было ли для вас что-либо неожиданное в процессе выполнения задания?
  • Изменилось ли ваше отношение к жизненному или профессиональному выбору?

Рефлексия.

  • Что вы чувствуете?
  • Что понравилось либо не понравилось в занятии?
  • Какой опыт вы приобрели в ходе этого занятия?

Подведение итогов классного часа на тему «Выбор профессии». Профессиональное напутствие друг другу на будущее.

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.