Entries RSS
image

НА ДОСУГЕ

ПОПУЛЯРНОЕ

Права и обязанности правонарушителя

Ежедневно гражданами совершаются сотни административных правонарушений: это может быть и мелкое хулиганство, и распитие спиртных напитков в общественном месте или появление в таком месте в нетрезвом виде, и нарушение правил дорожного движения, в конце концов, безбилетный проезд в автобусе.

Далеко не всегда нарушителями порядка руководит злой умысел — правонарушения совершаются и по неосторожности, и по незнанию закона, что, как известно, все равно не освобождает от ответственности. В свою очередь, административное взыскание, которое налагается на физическое лицо в целях воспитания, а также предупреждения совершения новых административных правонарушений призвано способствовать восстановлению справедливости. В этой связи является важным соблюдение прав лица, в отношении которого составлен административный протокол. Одновременно данное лицо должно знать, какие дополнительные обязанности возлагает на него закон с приобретением статуса правонарушителя.

Административный процесс в нашей стране ведется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). Первый определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности. Задачами ПИКоАП являются установление правовой процедуры осуществления административного процесса, регулирование исполнения постановления о наложении административного взыскания, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, которым административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а равно защита прав, свобод и законных интересов лиц, подвергнутых административному взысканию.

Основными принципами, на которых основан административный процесс, являются:

  • принцип законности;
  • принцип неприкосновенности личности;
  • принцип уважения чести и достоинства личности, деловой репутации;
  • принцип неприкосновенности жилища и иных законных владений;
  • презумпция невиновности и др.

Однако за демократичными формулировками стоят правомочия должностных лиц органа, ведущего административный процесс, и обязанности лица, в отношении которого он ведется, которые, увы, зачастую переходят в прямую конфронтацию.

Поскольку законодательство — вещь объемная и сложная, а далеко не все граждане имеют юридическое образование, лицо, в отношении которого составлен административный протокол, имеет право знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину.

Сотрудники милиции, осуществляющие задержание на месте совершения правонарушения, доставляющие правонарушителя в отделение милиции для дальнейшего разбирательства, а также составляющие протокол об административном правонарушении, обязаны не только сообщить гражданину номер статьи КоАП, но и сделать полную ее расшифровку (например, «вы задержаны за неповиновение законному распоряжению (или требованию) должностного лица при исполнении им служебных полномочий» (ст. 23.4 КоАП). Если в вину вменяется несколько правонарушений, сотрудники милиции сообщают все эти правонарушения. Кроме того, ПИКоАП предусматривает обязанность должностных лиц, ведущих административный процесс, разъяснять участникам административного процесса (в том числе и правонарушителю) их права и обязанности и обеспечить возможность осуществления этих прав. Одновременно им разъясняются последствия невыполнения ими возложенных на них обязанностей.

Следующее очень важное право — давать объяснения или отказаться от дачи объяснений. Если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, откажется от подписи протокола (или иного процессуального документа, когда его подпись обязательна), об этом делается отметка в таком процессуальном документе, заверяемая подписью сотрудника милиции, его составившего. Лицу, отказавшемуся от подписи, предоставляется возможность дать объяснения о причинах отказа, которое заносится в этот процессуальный документ.

Само собой разумеется, что если человека в чем-то обвиняют, то он имеет право представлять доказательства в свою пользу (конечно, можно и не в свою, если кому-то так хочется). Под доказательствами понимаются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.

Стоит подробнее остановиться на еще одном очень важном праве — праве заявлять отводы и ходатайства. Отводы могут быть заявлены судье, либо должностному лицу органа ведущего административный процесс (например, начальник РОВД), секретарю судебного заседания, эксперту, специалисту, переводчику, понятому, представителю и защитнику. Основания для их отвода различны. Так, например, основания для отвода судьи следующие:

  • если он участвовал ранее в этом же деле в качестве потерпевшего или лица, в отношении которого ведется административный процесс, представителя или законного представителя потерпевшего, законного представителя лица, в отношении которого ведется административный процесс, а также защитника, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;
  • если он является родственником потерпевшего, лица , в отношении которого ведется административный процесс, или их представителей;
  • если имеются иные обстоятельства, дающие основания полагать, что они лично (прямо или косвенно) заинтересованы в исходе данного дела.

Ходатайства могут быть письменными и устными. Письменные приобщаются к делу, устные заносятся в протокол процессуального действия (тот же протокол об административном правонарушении). Когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения дела об административном правонарушении. О полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства сообщается лицу, заявившему ходатайство, а в протоколе делается отметка с указанием мотивов отказа.

Одним из основных прав как в уголовном, так и в административном процессе является право иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания — с момента объявления лицу об административном задержании. В качестве защитника может выступать адвокат юридической консультации, полномочия которого удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Гражданин имеет право беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно.

Среди иных прав лица, в отношении которого ведется административный процесс, отметим, такие как:

— право пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо пользоваться услугами переводчика;

— право возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;

— право знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению;

— право участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

— право получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления о наложении административного взыскания;

— право подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.

Относительно последнего отметим, что действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Административное задержание может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд. Жалобы на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, рассматриваются в 5-дневный срок со дня ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы сообщается лицу, подавшему жалобу.

Также гражданин вправе получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.

Обязанностей не много, но они важны

Помня о своих правах, гражданину не следует забывать, что в новом юридическом статусе правонарушителя он приобрел и дополнительные обязанности. Они закреплены в ПИКоАП, их не так уж много, однако их формулировки очень емкие.

Итак, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано:

— являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс. Уклонение без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо в орган дознания или предварительного следствия, влечет наложение штрафа в размере от б до 30 базовых величин или административный арест (ст. 24.6 КоАП);

— подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Согласно ст. 24.1 КоАП неуважение к суду, выразившееся в уклонении от явки в суд, то есть неявка по вызову без уважительной причины, либо в неподчинении распоряжению председательствующего, либо в нарушении порядка во время судебного заседания, а равно совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, влекут наложение штрафа в размере от 8 до 50 базовых величин или административный арест.

— участвовать в процессуальных действиях.

В заключение добавим, что юридическое лицо, как известно, также может быть привлечено к административной ответственности. Свои права и обязанности оно реализует через своего представителя.

Елена КЕДАЛЬ, юрист. Журнал «Личный юрист», 2011г. Белорусское законодательство.

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.